Насколько сложно может даться развитие слуха обычному человеку?

Содержание

Музыкальный слух: наши заблуждения

Насколько сложно может даться развитие слуха обычному человеку?

Музыкальный слух — это совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки.

Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма).

Существует распространенное мнение, что музыкальный слух — это нечто уникальное, дар, данный человеку от рождения. Ведь ему можно петь, заниматься музыкой, и вообще, он, в некотором смысле, избранный.

Сколько людей испытывает чувство неполноценности, когда заходит речь о музыке, заявляя: «мне медведь на ухо наступил».

Среди различных видов музыкального слуха, выделяемых по разным признакам, важнейшими являются:

— абсолютный слух — способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталоном;

— относительный слух — способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в мелодии, аккордах, интервалах и т. д.;

— внутренний слух — способность к ясному мысленному представлению (например, по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодичных и гармоничных построений, целых музыкальных пьес;

— интонационный слух — способность слышать экспрессию музыки, раскрывать заложенные в ней структуры коммуникации.

Развитием музыкального слуха занимается специальная дисциплина — сольфеджио, однако активно музыкальный слух развивается прежде всего в процессе музыкальной деятельности.

В разном возрасте люди слышат музыку по-разному

Это правда. Ребенок способен различать звук с частотой до 30.000 колебаний в секунду, но у подростка (до двадцати лет) этот показатель составляет 20.000, а к шестидесяти годам он снижается до 12.000.

Хороший музыкальный центр подает сигнал с частотой до 25.000 колебаний в секунду. То есть люди старше шестидесяти уже не смогут оценить все его преимущества, они попросту не услышат всю широту гаммы звуков.

Неважно, в каком возрасте начать тренировать свой слух

Неверно. Американские исследователи выяснили, что наибольший процент людей с абсолютным слухом наблюдается у тех, кто начал изучать музыку между 4 и 5 годами жизни. А среди тех, кто начал заниматься музыкой после 8 лет, людей с абсолютным слухом почти не встречается.

Мужчины и женщины слышат музыку одинаково

На самом деле, женщины слышат лучше мужчин. Диапазон частот, воспринимаемых женским ухом, значительно шире, чем у мужчин. Они точнее воспринимают высокие звуки, лучше различают тональности, интонации. Вдобавок, женский слух не притупляется до 38 лет, а у мужчин этот процесс начинается уже с 32 лет.

Наличие музыкального слуха не зависит от языка, на котором говорит человек

Неверно. Это доказали исследователи при Калифорнийском университете, сравнив данные 115 американских и 88 китайских студентов-музыкантов. Китайский язык является тональным. Так называется группа языков, в которых, в зависимости от интонации, одно и то же слово может приобретать несколько (до десятка) значений. Английский язык — не тональный.

У испытуемых исследовался абсолютный слух. Они должны были различать звуки, которые по частоте отличались всего лишь на 6%. Результаты впечатляют. С испытанием на абсолютный слух справились 60% китайцев и всего 14% американцев.

Исследовательница объяснила это тем, что китайский язык более мелодичен, и китайцы с рождения привыкают различать большее число звуковых частот.

Таким образом, если язык человека музыкален — с большой вероятностью у него будет и абсолютный музыкальный слух.

Мелодия, услышанная хотя бы раз, хранится в нашей памяти всю жизнь

Это правда. Американские ученые обнаружили зону коры головного мозга, отвечающую за музыкальные воспоминания. Это та же самая слуховая зона коры головного мозга, которая отвечает и за восприятие музыки.

Оказывается, нам достаточно услышать хоть раз мелодию или песню, как она уже сохраняется в этой слуховой зоне.

После этого, даже если мы не будем слышать прослушанную мелодию или песню, слуховая зона все равно способна извлечь её из своих «архивов» и проиграть в нашем мозгу «по памяти».

Весь вопрос лишь в том, как глубоко упрятана эта мелодия. Любимые и часто слышимые композиции хранятся в кратковременной памяти. А давно услышанные или слышимые редко мелодии откладываются в «чуланы» долговременной памяти. Тем не менее, какое-нибудь событие или звуковой ряд могут неожиданно заставить нашу память извлечь эти забытые мелодии из своих «закромов» и проиграть их в нашем мозгу.

Музыкальный слух передается по наследству

Это мнение бытует давно и широко распространено. Но только недавно ученые смогли его научно обосновать. Исследователи обнаружили, что у людей без музыкального слуха в нижней лобной извилине правого полушария содержится меньше белого вещества, чем у тех, кто хорошо воспринимает и воспроизводит мелодии. Не исключено, что данная физиологическая особенность обусловлена генетически.

Животные не имеют музыкального слуха

Не совсем так. Они просто слышат музыку иначе. Животные воспринимают гораздо больше звуковых частот. И если люди способны уловить до 30.000 колебаний в секунду, то собаки, например, регистрируют звук, имеющий частоту от 50.000 до 100.000 колебаний, то есть улавливают даже ультразвук.

Хотя животным и свойственно чувство такта, однако мелодию наши питомцы воспринимать не могут. То есть они не объединяют аккордовые сочетания звуков в определенную последовательность, именуемую мелодией. Музыку животные воспринимают лишь как набор звуков, причем некоторые из них расценивают как сигналы животного мира.

Музыкальный слух — это дар от рождения и его невозможно развить

Неверно. Те, кто поступал в музыкальную школу, наверное, помнят, что их просили не только спеть, но и отстучать мелодию (например, карандашом по крышке стола). Объясняется это просто.

Преподаватели хотели оценить наличие у поступающего чувства такта. Оказывается, именно чувство такта дается (или не дается) нам от рождения, и его невозможно развить.

И если уж у человека его нет, то ничему его научить преподаватели музыки не смогут.

Кстати, процент людей, у которых отсутствует чувство такта, очень мал. А всему остальному научить можно. В том числе развить музыкальный слух. Было бы желание.

Музыкальный слух — редкость

Ошибается тот, кто так утверждает. На самом деле, любой человек, способный говорить и воспринимать речь, обладает им.

Ведь для того, чтобы разговаривать, мы должны различать звуки по высоте, громкости, тембру и интонации. Именно эти умения входят в понятие музыкального слуха. То есть, почти все люди обладают музыкальным слухом.

Весь вопрос только в том, каким видом музыкального слуха они обладают? Абсолютным или внутренним?

Высшая стадия развития музыкального слуха — абсолютный слух. Он раскрывается только в результате занятий музыкой (игре на музыкальном инструменте). Долгое время считалось, что он не поддается развитию, но сейчас известны методики развития абсолютного слуха.

Низший уровень развития слуха — внутренний слух, некоординированный с голосом. Человек, обладающий таким слухом, может различать мелодии, воспроизводить их по памяти, но не петь.

Отсутствие музыкального слуха называют клиническим уровнем развития слуха. Им обладают всего лишь 5% людей.

Те, у кого есть музыкальный слух, умеют хорошо петь

Это действительно так, но лишь отчасти. Чтобы хорошо петь, мало обладать музыкальным слухом. Нужно еще и уметь управлять своим голосом, ыми связками. А это навык, который приобретается в процессе обучения.

Почти каждый человек может услышать фальшь в пении, но отнюдь не каждый может сам спеть чисто. Причем нередко тем, кто поет, кажется, что поют они без фальши, а вот окружающим заметны все их промахи.

Объясняется это тем, что каждый человек слушает себя внутренним ухом и в результате слышит совсем не то, что слышат окружающие.

Так что новичок-исполнитель вполне может не замечать того, что он не попадает в ноты.

На самом же деле, для того, чтобы хорошо петь, достаточно обладать всего лишь гармоническим слухом. Этот уровень развития слуха считается одним из низших. Так называют способность слышать мелодию и воспроизводить ее голосом.

И тем не менее, его развитие возможно даже при начальном отсутствии такой способности. То есть заниматься музыкой, и достигать в этом результатов, могут 95% людей. Причем чем больше заниматься музыкой, тем больше будет развиваться и музыкальный слух.

Вплоть до абсолютного — нет пределов совершенству. Главное — иметь желание и не сомневаться в своих способностях. 

ynik.info

Источник: https://subscribe.ru/group/chelovek-priroda-vselennaya/4534716/

курс

Насколько сложно может даться развитие слуха обычному человеку?

Здравствуйте.Я Ирина Гулынина, автор всех методик студии «Развитие слуха».И у меня есть абсолютный слух. В этом нет ничего таинственного.

Просто когда я слышу звук — мне сразу понятно, какой именно этот звук и как он называется.

А вот у вас абсолютного слуха скорее всего нет, если вы здесь.Вы можете слышать тот же самый звук. И даже понимать, что он отличается от других звуков. Просто вы пока не можете его назвать. Звуки отдельно, названия нот отдельно.

К счастью, это поправимо 🙂

Есть популярное заблуждение, что абсолютный слух развить нельзя.
Если вдуматься — это просто абсурд. Как будто это так сложно — запомнить звучание 12 основных нот.

Вы ведь можете отличить запах яблока от запаха апельсина? А от запаха ещё десятка других фруктов? Так почему звуки должно быть различать сложнее, чем запахи?

Суть моей методики довольно проста:

Вы просто концентрируетесь на образах и ощущениях, которые вызывает у вас конкретная нота. Детально, до мелочей их описываете и уточняете.И закрепляете связь между звуком и соответствующим ему образом.

В результате вы слышите звук — и тут же вспоминается соответствующий образ и набор ощущений. Остаётся только назвать его.

На следующих этапах вы нарабатываете скорость вспоминания образов, при этом происходит их дальнейшее закрепление.
Скорость нужна, чтобы надёжно узнавать и называть не только отдельные звуки, но и звуки в составе мелодий.

И, наконец, работа с тембрами разных инструментов. Нота соль на фортепиано и гитаре — это одна и та же нота соль. Различие между ними — это как различие в запахе яблок разных сортов.

Вы можете отличать сорт Джонатан от Антоновки, но всё равно яблоки будут пахнуть яблоками и с апельсинами их не спутать.

На этом этапе как раз и закрепляется понимание сходства и различия одинаковых нот в разных тембрах.

(Тарас Гусаров, художественный руководитель Камерного оркестра Imperialis, основатель Всероссийской Ассоциации Саксофонистов, рассказывает об открытом уроке по развитию абсолютного слуха).

Как видите, никакой мистики. Всё довольно просто и логично.
Если не лениться, чётко следовать инструкциям и выполнять все упражнения — вы ГАРАНТИРОВАННО сможете развить абсолютный слух.

Наш курс — это не просто информация. Как показывает практика, люди не занимаются сами по себе. Их надо регулярно пинать, контролировать и давать обратную связь. Всё это, и даже больше, делает знаменитая программа Ухогрыз.

Я узнаю каждую ноту, это действительно прогресс! Только для идентификации нот мне нужно время, поэтому чтобы определить из каких нот состоит мелодия мне необходимо прослушать ее раз пять очень внимательно, не отвлекаясь ни на что больше.

Жанна Гатиятуллина, Тюмень.

Вы можете прямо сейчас скачать демо-версию и опробовать Ухогрыза на практике.

С абсолютным слухом вам будет легко:

  • Подбирать по слуху. Вы слышите мелодию, и думаете нотами про себя: «ми-фа-соль». По сути, подбор сводится к быстрой-быстрой записи или запоминанию тех нот, которые вы услышали и назвали.
  • Записывать музыку нотами. Идеально писать диктанты. Поступать в училище/консерваторию.
  • Запоминать произведения. Каждая пьеса превратится в последовательность из нот.
  • Настраивать инструменты. В частности, гитару.
  • Записывать и запоминать музыку, которая придумалась в голове.
  • Импровизировать вместе с кем-то без подготовки. В группе, в компании у костра, да и просто с любым встреченным музыкантом. Он что-то вам играет. Вы слышите и понимаете, что вам играют. Додумываете подходящую партию (нужно немножко музтеории, чтобы знать, что подойдет, а что нет) и играете. А все смотрят на вас как на кудесника 🙂

Выгоды нашего курса

  • Отработанная годами методика.
  • Ухогрыз, который ЗАСТАВИТ вас заниматься.
  • Всего полчаса в день. Но КАЖДЫЙ день.
  • Вам не нужно быть профессиональным музыкантом, чтобы развить слух.
  • Разные тембры и темпы звучания мелодий — полноценная тренировка.
  • Улучшается музыкальный слух вообще.

Мы не продаём кота в мешке

Вот один из уроков курса — это 18 урок (всего их 27), посвящённый ноте ля-диез первой октавы:

А вот результаты занятий по этой методике, человек называет ноты:

И, разумеется, обязательно скачайте демо-версию Ухогрыза и всласть потыкайтесь 🙂

Вот отзыв одного из наших клиентов:

Я развил абсолютный слух!

«Могу с уверенностью сказать, что на тот момент когда Вы отправили мне сообщение, я уверенно и безошибочно определял все ноты (правда, только на белых клавишах) первой октавы.

На сегодняшний день я почти мгновенно узнаю и называю все ноты белых и трёх чёрных (до-диез, соль-диез и ля-диез) клавиш большой, малой, первой, второй и третьей октав, причем не только на фортепиано, но и на гитаре, скрипке, трубе, аккордеоне и других инструментах.

Узнавание звуков практически не зависит от их тембров. Я также могу определить высоту человеческого голоса и сам чисто спеть перечисленные ранее ноты.

Сам не знаю, как мне это удалось. После того, как я хорошо освоил первую октаву фортепиано, я перешел к узнаванию звуков других инструментов — гитары и скрипки. Гитара давалась сперва с большим трудом, я даже хотел бросить заниматься, но переборол себя и продолжил. И, как видно, не зря.

Со скрипкой проблем было ЗНАЧИТЕЛЬНО меньше (я говорю сейчас только о нотах первой октавы), а потом произошло чудо. Во-первых, незнакомый тембр почти перестал быть препятствием в определении звуков, во-вторых, существенно возросла скорость определения звука.

А самое главное, что начиная с этого момента я стал узнавать ноты других октав даже без специальной подготовки, без концентрации внимания на звучании ноты и на её образе, словом, „на автомате“. Звучала какая-то нота, скажем, соль третьей октавы, и у меня сразу появлялась уверенность, что это именно соль.

Каждая нота приобрела свою индивидуальную окраску, и просто невозможно было спутать её с другой, как невозможно не отличить желтый цвет от синего. Кстати, одна интересная особенность: мне легче назвать саму ноту, чем октаву, к которой она принадлежит.

Теперь я планирую добить две оставшиеся ноты, которые я ещё не совсем уверенно распознаю, (ми-бемоль и фа-диез) а также ещё увеличить быстроту определения нот, что тоже представляется мне очень важным.»

Максим Даминов, участник тренинга «Развитие абсолютного слуха», г. Москва

Если вам интересны и другие отзывы — они есть здесь.

В состав курса входят:

  • Книга «Развитие абсолютного слуха».
  • 27 аудиоуроков с объяснениями, примерами, и наиподробнейшим описанием методики и всех ее нюансов.
  • Программа Ухогрыз, которая написана специально для развития слуха. (позволяет запоминать ноты, тренироваться угадывать их, проверяет вас. В программе заложено порядка 60 популярных мелодий на любой вкус: от народных и бардовских песен до А. Макаревича и Поля Мориа. Вы подберёте их в ходе обучения). Программа рассчитана на 3 октавы звуков (малая, первая, вторая), 3 тембра инструментов (фортепиано, гитара, флейта), 5 темпов воспроизведения мелодий.
  • 13 мелодий — отрывков из популярных музыкальных произведений. В конце курса вы проверите себя по ним — подобрать их и определить ноты на слух будет проще простого.
  • Записи звуков для прослушивания и запоминания тембров. Каждый звук записан в нескольких тембрах, чтобы вы могли сравнить и запомнить их. Удобно слушать в машине.

Общая длительность аудио — 16 часов 57 мин.Полное освоение всего курса, включая подбор мелодий и прохождение Ухогрыза во всех темпах и тембрах инструментов, занимает около полугода неспешной работы.

Разумеется, если вы будете уделять Ухогрызу больше времени — сможете пройти и быстрее.

Бонус

Многие люди хотят развить слух для того, чтобы научиться петь.
Но в работе с голосом есть свои специальные приёмы. Например, как научиться петь и попадать в ноты (хотя бы в одну!), если вы совсем начинающий, или медведь хорошо погулял по ушам.

Поэтому на 16-м диске курса, помимо программы, для вас записана бонусная тема — «Как научиться чисто петь».

Вы дочитали до этого места и всё ещё не определились, нужен вам абсолютный слух или нет? Странно ;)Так нужен или нет?Если нужен — берите и заказывайте, две недели тягостных раздумий развитию слуха не способствуют.Если же всё равно остались вопросы — просто наберите номер

+7 (499) 390-39-45 и задайте их!

Как получить курс

Курс можно либо скачать сразу после оплаты (автоматически придёт письмо со ссылкой для скачивания), либо забрать в офисе (Москва, м. Курская), либо, если очень нужна бумажная версия (книга с диском), получить их по почте после оплаты.

Скачайте курс сразу после оплаты

Стоимость курса — книги, DVD со всеми материалами, включая бонус по пению и программу «Ухогрыз» — 3900 р.

  • Не обязательно находиться в России, можно получить курс откуда угодно.
  • Вы начнёте заниматься в этот же день!
  • Не нужно ждать посылку на почте.
  • Нет шансов, что диски испортятся, побьются, поцарапаются и т.п.
  • Посылку не «завернут» на таможне — а в связи с санкциями были случаи.

Заказы почтой осуществляются по предоплате.
Оплатите курс и напишите письмо на mail@razvitiesluha.ru, что вам нужна бумажная версия курса, и полный адрес с ФИО. В течение 5 рабочих дней отправим. Сроки доставки по России, в среднем, составляют 7-10 рабочих дней. За границу — обычно 2-2,5 недели. Однажды даже в США за 2 недели посылка дошла 🙂

Если хочется получить курс самовывозом из офиса в Москве (м. Курская):

Звоните +7 (499) 390-39-45, чтобы договориться о встрече.
Схема проезда в офис здесь: http://razvitiesluha.ru/contacts/

Источник: http://RazvitieSluha.ru/kurs/

Как развить музыкальный слух – для самоучек и не только!

Насколько сложно может даться развитие слуха обычному человеку?

Музыкальное обучение, особенно для взрослых, может оказаться сложным, если у человека недостаточно развитый музыкальный слух. Именно поэтому большинство педагогов-музыкантов не рекомендуют игнорировать занятия по сольфеджио, главная задача которых – развить музыкальный слух во всех направлениях.

Что же на самом деле означает понятие «музыкальный слух»? Во-первых, нужно определиться, какой именно слух вам необходимо развивать.

Если вы учитесь играть, вам необходим гармонический слух, то есть умение слышать гармонию, лад – мажор или минор, окраску звука.

Если вы занимаетесь вокалом, ваша цель – развить мелодический слух, который поможет вам легко запоминать мелодию, состоящую из отдельных интервалов.

Правда, это задачи локальные, в жизни музыкантам приходится быть специалистами широкого профиля – и петь, и играть на нескольких инструментах, и учить этому других (игре на инструменте через пение и, наоборот, пению через игру на инструменте). Поэтому большинство методистов, которые говорят о том, как развить музыкальный слух, сходятся на мнении о том, что развиваться должны и мелодический, и гармонический слух одновременно.

Бывает и так, что человек слышит и различает интервалы, даже замечает ошибки у других певцов, а сам не может спеть чисто и правильно. Это происходит потому, что слух (в данном случае мелодический) есть, но нет координации между ним и голосом. В таком случае помогут регулярные вокальные упражнения, помогающие установить связь между голосом и слухом.

Бывает, что человек будто бы поёт чисто и по нотам, а когда начинает петь в микрофон, откуда ни возьмись, берутся ошибки и неверные ноты. В чем же дело? Оказывается, петь просто по нотам – это еще не все. Чтобы петь чисто, необходимо учитывать некоторые другие параметры. Вот они:

  1. Вокальная позиция (или вокальный зевок, или певческий зевок) – это положение неба при пении. Если оно недостаточно поднято, создается ощущение, что человек поет нечисто или, точнее сказать, «занижает». Для того, чтобы устранить этот дефект, полезно перед занятиями вокалом несколько минут позевать. Если вам трудно это сделать, поднимите язык вертикально и толкайте небо вверх, пока не зевнете.
  2. Направление звука. У каждого человека есть свой неповторимый тембр голоса. Про то, какие типы бывают, читайте в статье «Мужские и женские певческие голоса». Но звук (или окраску своего голоса) можно изменять в зависимости от содержания песни. К примеру, колыбельную никто не будет петь темным и строгим звуком. Чтобы такая песня звучала лучше, ее нужно петь звуком светлым, нежным.
  3. Движение мелодии вниз. Есть еще одна особенность в музыке: когда мелодия движется вниз, ее нужно петь так, как будто ее направление – абсолютно противоположное. Для примера возьмем известную песню «Маленькой елочке». Спойте строку из этой песни «…холодно зимой…». Мелодия движется вниз. Интонация падает, в этом месте возможна фальшь. А теперь попробуйте спеть эту же строчку, при этом выполняя плавное движение рукой снизу вверх. Изменилась окраска звука? Он стал светлее, а интонация чище.
  4. Эмоциональная настройка – ещё один немаловажный фактор. Поэтому необходимо периодически петь для зрителей. Хотя бы для своих домашних. Боязнь сцены постепенно уйдет.

Что мешает развитию слуха и чистого пения?

Есть некоторые вещи, которые могут отрицательно повлиять на развитие слуха. Нельзя играть на расстроенном инструменте, одновременно заниматься вдвоём в одном кабинете. Такая музыка, как тяжелый рок и рэп, вряд ли поможет вам развить слух, так как она не содержит выразительной мелодии, гармония чаще всего примитивная.

Способы и упражнения для развития слуха

Существуют множество эффективных упражнений для развития слуха. Вот всего лишь некоторые из них:

  1. Пение гамм. Играем на инструменте до – ре – ми – фа – соль – ля – си – до и поем. Затем без инструмента. Затем сверху вниз. Снова без инструмента. Сверяем последний звук. Если попали – очень хорошо, если нет – тренируемся дальше.
  2. Пение интервалов. Самый простой вариант – интервалы на основе той же самой гаммы до-мажора (см. предыдущее упр.). Играем и поем: до-ре, до-ми, до-фа и т.д. Затем без инструмента. Затем то же самое сверху вниз.
  3. «Эхо». Если вы не умеете играть, развивать слух можно, как в детском саду. Включите на телефоне вашу любимую песню. Слушаем одну строчку. Нажимам на «паузу», повторяем. И так всю песню. Телефон, кстати, может быть отличным помощником: на него можно записать интервалы, гаммы (или попросить, чтобы вам сыграли, если вы сами не умеете), а потом слушать в течение дня.
  4. Изучение нотной грамоты. Музыкальный слух – это мысли, интеллектуальный процесс, поэтому получение даже самых элементарных знаний о музыке само по себе автоматически способствует развитию слуха. В помощь вам – учебник нотной грамоты в подарок от нашего сайта!
  5. Изучение классической музыки. Если вы думаете, как развить свой музыкальный слух, то не забывайте, что наиболее способствует развитию слуха классическая музыка благодаря выразительной мелодии, богатой гармонии и звучанию оркестра. Так что, активнее начинайте изучать именно это искусство!

ЭТО ЕЩЁ НЕ ВСЁ!

Вы очень хотите петь, но не спите ночами от того, что не знаете, как развить музыкальный слух? Теперь вы знаете, как получить то, о чём вы думали этими ночами! Впридачу получите хороший видео-урок по вокалу от Елизаветы Боковой – она рассказывает о “трёх китах” вокала, основах основ!

Источник: https://music-education.ru/kak-razvit-muzykalnyj-sluh-dlya-samouchek/

Нарушение слуха: первичный дефект, вторичный и третичный

Насколько сложно может даться развитие слуха обычному человеку?

Дефект слуха обычно сильно оказывается на жизнедеятельности человека, особенно в тех случаях, когда он возник в раннем возрасте или был врождённым. Даже если изначально присутствует только нарушение слуха, со временем обязательно развиваются и другие нарушения.

Для того чтобы знать, как общаться с человеком, столкнувшимся с такой проблемой, необходимо разобраться со структурой первичного и вторичного дефекта. Это поможет разобраться с особенностями восприятия мира глухих и слабослышащих. Особенно важно это учитывать при работе с детьми с такой патологией.

Первичный дефект

Первичным дефектом называется нарушение, которое вызвано непосредственно действием повреждающего фактора и является основой или причиной последующих изменений. Если говорить о слабослышащих и глухих – таким дефектом является частичное или полное отсутствие слуха.

То, как проявляется это нарушение и как сказывается на жизни человека, зависит от многих факторов. Наиболее важными критериями для оценки общего состояния являются:

  1. Степень недостатка остроты слуха.
  2. Возраст, когда возникла данная проблема.
  3. Условия, в которых рос и развивался человек.
  4. Индивидуальные особенности человека, в том числе интеллектуальные способности.

Последние критерии особенно важен при оценке тяжести вторичного и третичного дефектов, так как условия могут способствовать адаптации человека с ограниченными возможностями к социальной активности или мешать этому. Именно от этого зависит, какими будут последствия проблем со слухом.

Для того чтобы сформировать оптимальные условия для каждого человека, который столкнулся с такой проблемой, необходима классификация вариантов первичных нарушений.

Это поможет распределить пострадавших по группам и для каждой из них подобрать подход, который поможет им хотя бы частично адаптироваться к жизни и самостоятельно заботиться о себе.

Наиболее важной является классификация, основанная на проверке слуха и оценке выраженности нарушений. Также большое значение имеет то, когда и как человек потерял слух.

По степени выраженности

Потеря слуха может быть частичной или полной. Между тем выраженностью проблемы и тем, насколько сложно будет человеку самостоятельно взаимодействовать с окружающими, существует прямая связь. Соответственно, от этого зависит и то, какая помощь ему нужна.

Выраженность первичного дефекта обычно оценивают по тому, на сколько дБ снижен слух по сравнению со здоровым человеком:

  1. До 50 дБ – первая категория слабослышащих. Они слышат обычную речь на расстоянии более метра, но хуже, чем здоровый человек. Шепот могут разобрать только возле ушной раковины. Такие пациенты обычно обходятся без слуховых аппаратов и не испытывают при этом значительных затруднений в общении.
  2. От 50 до 70 дБ – вторая категория слабослышащих. Хорошо слышат речь на расстоянии до 1 м. При наличии слухового аппарата могут легко общаться. Детям с таким уровнем слуха рекомендуется учиться в обычной школе.
  3. От 70 до 80 дБ – третья категория. Значительная потеря слуха. Такие слабослышащие распознают речь на расстоянии не более шага, шепот не воспринимается. Даже со слуховым аппаратом обучение должно проходить в специализированной школе для слабослышащих.
  4. Свыше 80 дБ – глухие. Не слышат ни речь, ни шепот даже непосредственно возле уха. Для таких детей обучение наиболее сложно и возможно только в специальной коррекционной школе по методикам для глухих.

Первая категория слабослышащих может адаптироваться и взаимодействовать с окружающими на хорошем уровне даже без посторонней помощи. В некоторых случаях до проверки слуха родители могут даже не догадываться, что у их ребёнка есть такая проблема.

По времени возникновения

Существует несколько вариантов того, по какой причине человек потерял слух. Это может быть врождённая или приобретенная патология.

Возможные причины:

  • Наследственность.
  • Тяжелые инфекции, перенесённые мамой ребёнка во время беременности, например, краснуха.
  • Различные заболевания, поражающие ухо, отит вследствие простуды или осложнения какой-то болезни.
  • Травматическое повреждение.

Разнообразие причин показывает, что нарушение слуха может возникнуть на любом этапе развития. Соответственно, это очень сильно сказывается на том, насколько сильным будет вторичный дефект, то есть последствия.

Выделяют три основные категории оглохших:

  1. Врождённая патология или оглохшие в младенчестве. Такие пациенты никогда не пользовались слуховым анализатором, поэтому их развитие изначально происходит с исключением этой сферы взаимодействия с окружающим миром.
  2. Пациенты, потерявшие слух в детстве. Без обучения приобретённые навыки общения быстро теряются.
  3. Нарушения слуха, приобретённые в относительно взрослом возрасте. Такие люди долго помнят звучание слов и звуков, выраженность последствий (вторичного и третичного дефектов) минимальна.

Нарушение слуха – первичный дефект, из-за которого в дальнейшем развиваются нарушения и некоторых других функций. Независимо от того, в каком возрасте произошла потеря остроты восприятия звука, если она утрачена полностью, человеку нужны поддержка и специальное обучение для того, чтобы общаться с другими людьми.

Вторичный дефект

Вторичным дефектом называют нарушения, которые вызваны не повреждающим фактором, а последствиями первичного дефекта. Они возникают в тех областях, которые наиболее тесно взаимосвязаны с основной проблемой. В случае с нарушением слуха – это расстройства речи разной выраженности.

В зависимости от того, насколько сильно снижена острота слуха можно делать прогноз, насколько реально, чтобы человек мог овладеть устной и письменной речью:

  1. Слабослышащим первой и второй группы обычно удаётся достаточно понятно высказываться и понимать окружающих. Они могут обучаться чтению и письму по той же методике, что и хорошо слышащие дети.
  2. Слабослышащие третьей группы тоже говорят. Но так как они не слышат чётко, их речь обычно не внятна, многие слова имеют неправильные окончания, в построении предложений очень много ошибок. При наличии слухового аппарата и обучении в специализированной школе можно улучшить речь, научиться чтению и письму на высоком уровне, научиться чтению по губам и выучить жестовый язык.
  3. Позднооглохшие. Если человек уже успел научиться говорить, этот навык сохраняется. Такие люди обычно хорошо понимают печатный текст и способны грамотно изложить свои мысли на бумаге. Но постепенно теряется внятность речи, появляются ошибки в произношении. Это связано с тем, что из-за потери слуха человек не может это контролировать, сравнивать то, как слышна его речь с тем, как это должно быть.
  4. Люди, которые родились глухими или потеряли слух в младенчестве, не могут научиться высказывать свои мысли вслух. Также им намного сложнее даётся обучение чтению, письму, вообще восприятие слов. Для этого нужны специальные методики, которые следует начать применять как можно раньше.

Родителям, чьи детки столкнулись с такой проблемой, нельзя отчаиваться. Нужно как можно раньше подобрать учебное учреждение, которое поможет ребёнку в дальнейшем приобрести необходимые ему знания и навыки.

Замечено, что чем больше словарный запас у слабослышащих, тем легче им понимать чужую речь, даже когда слышимость плохая.

Поэтому регулярные развивающие занятия помогают существенно увеличить шансы на успешную адаптацию в обществе.

Третичный дефект

К третичным нарушениям относятся те, которые являются последствиями первичного и вторичного дефекта. В рассматриваемом случае из-за проблем со слухом и речью наблюдаются определённые закономерности развития психоэмоциональной сферы, особенности мышления, восприятия мира и себя.

При серьёзных нарушениях слуха часто наблюдаются проблемы с формированием правильной самооценки, социальной активности, бывают проблемы с воспитанием волевой сферы. Характерны необычные проявления эмоций, что обусловлено невозможностью их описать, так как для этого необходимо владение абстрактными понятиями, что очень сложно для глухого человека.

Сложности во взаимодействии с окружающим миром могут сокращать возможности умственного развития. С другой стороны, даже при относительно высоком интеллекте глухого, он очень ограничен в понимании многих сфер, которые можно объяснить только словами, но очень сложно показать.

Источник: http://elaxsir.ru/zabolevaniya/uxa/narushenie-sluxa-pervichnyj-defekt.html

Как можно развить музыкальный слух в домашних условиях

Насколько сложно может даться развитие слуха обычному человеку?

Воспринимать и распознавать звуки человек начинает задолго до своего рождения. Еще в утробе матери ребенок чувствует вибрации ее голоса, звуки музыки.

Совершенствование слуха, как одного из главных органов чувств, помогает личности развиваться максимально гармонично.

Люди, обладающие развитым слухом, более способны к изучению языков, обладают лучшей памятью, повышенной концентрацией внимания, имеют склонность к нестандартному мышлению.

Известно, что ребенок изучает окружающий мир во многом благодаря звукам. Ведь именно они подают в мозг малыша импульсы, способствующие активизации мыслительных процессов.

Специалисты рекомендуют давать прослушивать ребенку спокойные классические мелодии, звуки природы, народные песни. Именно так происходит формирование музыкального слуха. Малыш начинает быстрее развивается, говорить.

Знакомство ребенка с различными музыкальными инструментами, их звучанием, уроки пения и танца стимулируют развитие музыкального вкуса.

Особенности слухового восприятия у взрослых

Но не стоит думать, что эта способность теряется с годами. В любом возрасте, даже если «на ухо наступил медведь», можно выработать в себе способность слышать и распознавать мелодии, играть на музыкальных инструментах, научиться вокалу.

Для этого достаточно просто иметь слух. Иными словами, если у человека здоровые уши, он вполне может достичь желаемого результата.

Безусловно, в силу индивидуальных особенностей организма, разные люди могут воспринимать только звуки определенного ряда, не различать мелодичные сочетания, или же слышать только музыку и не быть восприимчивыми к другим звуковым сигналам.

Существует даже такой термин, как «музыкальная глухота». Это чаще всего происходит по невнимательности или у людей, которые сосредоточены на определенном виде деятельности и их мозг не фиксирует посторонние раздражители.

Но не стоит отступать. Как и другие способности, развитие музыкального слуха зависит от регулярных тренировок, терпения, желания и трудолюбия.

Различают ритмический и мелодический виды слуха. Для развития первого можно под музыку читать стихи, танцевать. Главное, почувствовать ритм – чередование сильных и слабых долей. Мелодическое восприятие предполагает понимание организации мелодии, ее структуры.

Разновидности слухового восприятия

Конечно, развиваться лучше всего под руководством и наблюдением опытного педагога. Можно поступить в музыкальную школу, студию или брать индивидуальные уроки у специалиста.

Если такой возможности нет, следует обратиться за помощью к самоучителям, записаться на специализированные программы на интернет-сайтах. Для этого существует множество методик и упражнений.

Главное – заниматься систематически и уделять этому достаточно времени.

Абсолютный

Некоторые люди обладают природным даром безошибочно определять любой звук и ноту любой высоты на слух, не сравнивая звучания с эталонным камертоном. Ошибки исключены.

Обладатели абсолютного слуха без труда распознают звучание каждого музыкального инструмента в оркестре и отдельные голоса в хоре.

Но совершенно необязательно иметь абсолютный слух для обучения вокалу и освоения музыкальных инструментов.

Относительный

Люди, способные определять на слух и достоверно воспроизводить голосом разновысотные звуковые сочетания в музыке, являются обладателями относительного слуха.

Эта способность дает возможность без труда обучиться игре на скрипке и других сложных музыкальных инструментах. Хорошо развитый слух необходим для исполнения музыкальных импровизаций, снятия с композиции нот, вокала и игры в группе.

Кстати, обучение игре на гитаре очень позитивно влияет на развитие отличного музыкального слуха.

Внутренний

Способность человека мысленно по памяти слышать и воспроизводить музыку внутри себя, представлять музыкальную композицию без проигрывания на инструменте, называется внутренним слухом.

Для его развития лучше всего заниматься сольфеджио. Эта дисциплина учит запоминать звучание инструментов, писать ноты по памяти на слух, разбирать мелодию по нотам.

Это занятие отлично развивает музыкальную память, мелодический и внутренний слух.

Вокальный

Не менее интересный вид слуха – вокальный. Профессиональные певцы способны чувствовать, как работает ой аппарат, какие мышцы участвуют при достижении разного звучания голоса.

Эти навыки помогают вокалистам формировать не только собственное звучание голоса, но и более четко распознавать чужой.

Любая музыкальная деятельность способствует развитию слуга. Прослушивание и воспроизведение музыки, занятия вокалом, сочинительство мелодий, импровизация, танец воспитывают в человеке различные музыкальный слух и память.

Можно использовать простые упражнения. Например, на улице прислушиваться к различным звукам и стараться выделять и запоминать отдельные звуки. Затем попытаться их эмитировать. Также рекомендуется, прослушав небольшое музыкальное произведение попробовать его пропеть. Получаться будет не сразу, но со временем почувствуется легкость и этот процесс можно усложнить.

Повторяя попытки снова и снова, занимаясь ежедневно, обретение отличного слуха гарантировано. Главное, помнить, что при наличии терпения и трудолюбия, развитие своего творческого потенциала возможно в любом возрасте и практически с любыми данными. 

Источник: https://zhenomaniya.ru/entertain/mozhno-li-razvity-muzikalyniy-sluh

Как хороший слух влияет на социальную жизнь человека?

Насколько сложно может даться развитие слуха обычному человеку?

По мере старения люди сталкиваются с трудностями слухового восприятия речи, особенно если беседа проходит в шумной среде.

Любая неформальная обстановка подразумевает непринужденное общение внутри разрозненных групп.

Когда мы находимся в общественном месте посреди большого скопления людей, мы сталкиваемся с фоновым шумом, будь то музыка в баре или безудержное веселье за соседним столиком.

Социальная жизнь вокруг нас бьет ключом, но помимо громких бесед незнакомцев, вас могут отвлекать от общения со старым приятелем звуки проезжающего мимо транспорта, ремонтные работы или объявления аниматоров. Вокруг нас слишком много отвлекающих факторов, которые мешают нормально воспринимать речь собеседника.

Трудная задача

Чтобы услышать собеседника в людном месте, вам приходится максимально напрягать слух. Даже если до сих пор вы считали свои органы чувств совершенными, истерический смех посетителей за соседним столиком в кафе даст вам повод усомниться в своем убеждении.

Вам придется сосредоточить все свое внимание, чтобы предельно точно сформировать представление о намерениях собеседника.

Этот опыт поможет вам сформировать представление о том, насколько трудно удерживать нить разговора в голове, когда большая часть ваших усилий посвящена восприятию речи.

Пожилые люди с потерей слуха лишены отвлекающего фактора

Исследования показывают, что пожилые люди с потерей слуха выполняют тесты не хуже, чем их сверстники, которым удалось сохранить слуховые функции в норме. Это верно, когда прослушивание проходит в идеальных условиях, не обремененных посторонним шумом. Человек с пониженными слуховыми функциями может предельно точно воспринимать информацию.

Одна из теорий бухгалтерского учета позволяет использовать ограниченные экономические ресурсы. По сути, восприятие аудиоинформации требует больше внимания для тех, кто имеет сниженные функции слуха.

Это означает, что эти люди изначально имеют меньше психических ресурсов, которые можно использовать на изучение и запоминание предоставленной информации.

К сожалению, для пожилых людей с пониженными функциями слуха (две трети от общей массы) существует две большие проблемы. Во-первых, снижается порог для обнаружения звука, при этом собеседнику нужно говорить громче.

А во-вторых, из-за процесса старения организма ухо испытывает трудности с распознаванием речи, обрамленной фоновым шумом. В этом случае даже увеличение громкости высказывания не может спасти ситуацию.

В целом эти трудности могут сделать социальное общение менее приятным процессом.

Уменьшение времени взаимодействия

Эти условия приводят к тому, что люди со сниженной слуховой функцией стараются избегать посещения шумных мероприятий, тем самым они тратят меньше времени на общение с другими членами социума.

Вот традиционные отговорки: «Я не могу понять окружающих, потому что они всегда что-то бубнят себе под нос» или «Другим людям не нравится, когда я переспрашиваю несколько раз, зачем я должен их раздражать?».

Вышеуказанные заявления очень похожи на реплики людей с умеренным когнитивным обесцениванием, при котором снижение функций памяти оказывает существенное влияние на социальную деятельность.

А вот как люди, игнорирующие общение в социуме из-за этого расстройства, объясняют свою позицию: «Когда-то я много шутил, а теперь перестал это делать, так как не помню, говорил ли это раньше. Я не хочу, чтобы надо мной потешались другие люди» или «Когда я нахожусь в группе, я обычно молчу. Не хочу привлекать к себе внимание».

В заявлениях представителей обеих этих групп прослеживаются общие нотки. Эти люди не хотят доставлять хлопоты другим, они не уверены в своих силах и не хотят становиться объектами насмешек. Таким образом, снижается уровень взаимодействия с другими людьми, что свидетельствует о снижении удовольствия от пребывания в компании.

Оба этих фактора связаны со слабоумием

Для лиц, переживающих потерю слуха, а также для людей, имеющих умеренное когнитивное обесценивание, существует повышенный риск возникновения старческого слабоумия. В этой области не проводилось лабораторных исследований, однако медиками выявлена следующая корреляция: операции по улучшению слуха или использование слуховых аппаратов связаны с уменьшенным риском деменции.

Были проведены исследования, выявляющие взаимосвязь высокого социального взаимодействия и снижения риска развития слабоумия у пожилых людей. Как оказалось, отказ от социальной деятельности разворачивает представителей уязвимых групп здоровья на 180 градусов от цели. Поэтому если в старости вы хотите избежать когнитивных нарушений, не прекращайте плодотворное общение в социальных группах.

Источник: http://fb.ru/post/psychology/2017/12/3/19464

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.